Бодхидхарма
Бодхидхарма (кит. Дамо, яп. Дарума; ?-528/536) был третьим сыном южноиндийского князя Сугандхи, правителя княжества Канчипутра, Двадцать восьмым патриархом буддизма в Индии и Первым патриархом в Китае. Он прибыл в Китай в 520 году, чтобы распространять учение Будды. Знаменитый в истории Китая приверженец буддизма император У-ди, основатель династии Лян, известный как китайский Ашока, поинтересовался у индийского проповедника:
"Со времен начала моего правления я построил так много храмов, переписал так много священных книг и оказал помощь стольким монахам, что перечислить невозможно. Как высока моя заслуга?" - "Здесь нет никакой заслуги, - ответил Бодхидхарма. "Почему?" - "Все это мелочи, которые помогут совершившему подобные благодеяния родиться в следующий раз на небесах. Причины, к ним побуждающие, все еще обусловлены своекорыстием, и, подобно тени, отбрасываемой телом, они эфемерны, не имеют конечной реальности". Выслушав это, император У-ди снова спросил: "А что же тогда достойно настоящей заслуги?" - "Чистота и мудрость, обретаемая в окончательном просветлении, когда тело и собственное "я" пусты и покойны. Но такого рода заслуги не удостоишься в бренном мире". - "Каков же основной принцип святости?" - спросил император. "Есть только пустота и никакой святости". - "Кто же в таком случае стоит передо мной?" - "Мне это не ведомо".
Бодхидхарма ясно объясняет императору некую очень важную космическу истину, которая должна помочь его пробуждению Все добрые дела, совершенные У-ди, способствуют лишь нравственному очищению, что является предварительным условием просветления. Нравственная чистота и высшая мудрость, достигаемая посредством медитации, ведут к просветлению, где рассеивается иллюзия феноменов и собственного "я" и где конечная реальность пуста и покойна. Заслуги, требуемые для космического прозрения, приобретаются не мирскими деяниями, а неустанным духовным деланием.
На этом высочайшем уровне просветления отсутствует двойственность (дуализм) мышления, так что здесь нет различия между богохульством и святостью, между скверной и чистотой, между познающим и познаваемым, ибо трансцендентальная реальность неразличима: здесь царит пустота.
В конечной реальности отсутствует разделение. Разделение на обособленные сущности, на императора У-ди и Бодхидхарму, всего лишь иллюзия. Таким образом, когда император поинтересовался у Бодхидхармы, кто он такой, тот отвечал, что он не знает.
И император ввиду своей неготовности упустил возможность испытать пробуждение. После этого Бодхидхарма отправился на север. Согласно преданию, когда он подошел к берегу Янцзы, чтобы переправиться через реку, он ступил на проплывающий мимо тростник и, используя свои сверхъестественные силы, преодолел водную преграду, разделяющую Южный и Северный Китай. Выражение "переправиться через реку на соломинке" стало популярным в китайском языке.
Бодхидхарма поселился в Шаолиньском монастыре в 527 году, чтобы проповедовать учение дзэн, в котором можно усмотреть два подхода: "вступление (в мир Будды) через понимание" и "вступление (в мир Будды) через практику". Понимание здесь подразумевает мудрость, обретенную в медитации, когда удается проникнуть внутренним взором в космическую реальность. Практика подразумевает следование в повседневной жизни следующим четырем принципам:
1. Терпимость - если приходится страдать от плохой кармы.
2. Невозмутимость - когда вкушаешь плоды благой кармы.
3. Решимость - преодолеть страдания сансары и упорно двигаться к нирване.
4. Осознание - понимание того, что все феномены и само сознание имеют одну природу.
Эти два подхода существенно повлияли как на методы практикования дзэн, так и на образ жизни дальнейших последователей учения.
Бодхидхарма обнаружил, что монахи Шаолиньского монастыря слишком слабы для занятий медитацией, требующих больших усилий, необходимых для достижения просветления. В отличие от наставников, считавших, что в духовной практике самым важным является сознание и поэтому не заботящимся о теле (иногда именуемом ими "вонючим мешком"), Бодхидхарма был убежден, что тело тоже важно, поскольку для духовного развития равным образом необходимо и физическое, и эмоциональное, и психическое здоровье. И с этой целью он обучил шаолиньских монахов двум комплексам упражнений: "Движение рук восемнадцати архатов" и "Перемена в сухожилиях".
"Движение рук восемнадцати архатов" представляет собой комплекс из восемнадцати медитативно-дыхательных упражнений, развивающих подвижность, гибкость, физическую силу, кровообращение и жизненную энергию, а также укрепляющих здоровье. В дальнейшем данная ситема развилась в знаменитую систему шаолиньского кунг-фу, которую многие считают "лучшим боевым искусством, существовавшим когда-либо под солнцем".
"Перемена в сухожилиях" представляет собой ряд "внутренних" упражнений, служащих для развития удивительной внутренней силы, повышения энергетического потенциала и улучшения работы мозга. Упражнения кажутся удивительно простыми, и чтобы поверить в их эффективность, нужно все увидеть собственными глазами, а лучше испытать на себе. Со временем этот комплекс упражнений развился в целую систему шаолиньского цигун, шаолиньского искусства по тренировке (правильной циркуляции) жизненной энергии в человеческом организме. Поскольку занятия цигун наделяли человека непомерной силой, то это искусство энергетической тренировки держалось в глубокой тайне, и обучали ему избранных. Но условия с тех пор переменились, и теперь цигун доступен широким массам, хотя зачастую и предстает в искаженной форме.
СПОРЫ ВОКРУГ БОДХИДХАРМЫ
Некоторые ученые, изучающие историю дзэн-буддизма, настойчиво придерживаются данных, которые расходятся с тем, во что верили и чему поклонялись целые поколения последователей дзэн. Подобная ситуация встречается и в других областях знания, но особо показательна она в случае с дзэн-буддизмом, поскольку явно проявляется, несмотря на обилие прямо противоположных свидетельств, о которых, очевидно, не знают эти ученые.
Необходимо подчеркнуть, что апелляция к фактам, расхождение во мнениях с последователями традиционной точки зрения происходят естественным образом, не ради злого умысла или эгоистических побуждений - ученые искренни в своих намерениях. Следует также заметить, что ученые, хотя вероятность этого и мала, могут оказаться правы. Их работа, связанная с поиском и привлечением важной и разносторонней информации, проводимая с позиций сведущего стороннего наблюдателя, а не заинтересованного приверженца (того или иного взгляда), оказывается неоценимой и очень весомой.
Основной спорный момент - кто дал толчок дзэн-буддизму в Китае: Бодхидхарма или нет. Некоторые ученые, возможно сами и не практиковавшие дзэн-буддизм, заявляют, что это учение пошло не от Бодхдхармы, а от китайских монахов, таких как Даоань (312-385), Даошен (360-434) и Хуэйюань (334-416), выделявших в своей духовной практике медитацию и находившихся под большим влиянием даосизма. Эти ученые, вероятно, не осознают, что китайское выражение "чань ши", которое часто использовалось применительно к перечисленным наставникам, означало "наставники медитации", а не "наставники дзэн-буддизма". Но "чань" может означать и "медитацию" и "дзэн-буддизм". Даже Ален Уоттс, сделавший так много для знакомства западного читателя с учением дзэн-буддизма, пишет, что "истоки дзэна восходят как к даосизму, так и к буддизму".
Некоторые ученые (не китайцы) доказывают, что будто сами китайцы придумали Бодхидхарму, чтобы с его помощью связать дзэн с Индией, родиной буддизма. Но подобное, очевидно, идет вразрез с самой природой китайского народа, который известен непомерной гордостью за собственную цивилизацию, считая ее величайшей в мире. На протяжении всей истории, особеннов период наивысшего подъема чань-буддизма при славной династии Тан (618-907), китайцы считали себя центром вселенной, и им ничего не нужно было от внешних "варваров", поэтому несостоятельная сама мысль о том, что гордый, часто крайне националистически настроенный народ станет выдумывать в качестве своего чань-буддийского патриарха выходца не из Китая. Более правдоподобно обратное: даже сейчас некоторые китайцы ошибочно считают, что Лао-цзы "ходил на запад", дабы обратить в веру Сиддхартху Гаутаму! Не будь на то весомых доказательств, ни один китаец, от императора до бедняка, не признал бы в Бодхидхарме Первого патриарха.
И действительно, трудно отыскать еще один такой спорный вопрос, где бы ни было такого большого числа свидетельств, подтверждающих упомянутый факт. В официальных документах (Срединной) империи записано, что Бодхидхарма прибыл в Китай и его принимал император У-ди южной династии Лян, а официальная история монастыря Шаолинь, где императоры различных династий молили небо о благе империи, свидетельствует, что, начиная с 527 года, Бодхидхарма учил монахов (принципам) чань. Отсутствуют какие-либо записи о том, что чань-буддизм существовал в Китае до прихода Бодхидхармы. Уместно будет заметить, что в императорском Китае всякого, кто осмелился бы дать неверные сведения императору, ждало отсечение головы.
В Шаолиньском монастыре, откуда наряду с дзэн-буддизмом (со времени Бодхидхармы) берут начало шаолиньское кунг-фу и шаолиньский цигун, на одной из стен начертаны слова "Шаолиньский чаньский монастырь". Помещение, где Бодхидхарма обучал дзэну, именуется "кельей Бодхидхармы". Ее также называют "комнатой ждущего под снегом", поскольку его преемник Хуэйкэ стоял под снегом в ожидании наставлений от Бодхидхармы.
Недалеко от монастырских стен, но в пределах той обширной территории, которой ведал Шаолиньсы, находилась пещера Бодхидхармы, где он в течение девяти лет созерцал (стену). Поблизости располагались храмы Первого, Второго и Третьего патриархов, возведенные в память о первых трех патриархах, проповедовавших в Шаолиньском монастыре. Но здесь вы не найдете храма Четвертого патриарха Даосиня (который, как мы знаем, помог Фажуну достичь просветления), поскольку он уже проповедовал в монастыре Дуншань на горе Хуанмэй ("Желтая слива"), Все эти зримые свидетельства, включая надпись на монастырской стене, мы наблюдаем и сегодня.
Императорские хроники ясно указывают, прямо или косвенно, что Бодхидхарма был Первым патриархом дзэн-буддизма в Китае. Например, приблизительно в 790 году императорским указом Седьмым патриархом дзэн-буддизма был утвержден Шэньхуэй (670-762), а его учитель, Хуэйнэнг, - Шестым патриархом, тем самым была подтверждена генеалогическая линия дзэн-буддизма, восходящая к Бодхидхарме.
Все без исключения наставники дзэна воспринимали и почитали Бодхидхарму как Первого патриарха. Его портрету или статуе поклонялись в дзэнских монастырях. Часто, чтобы проверить успехи своих учеников на пути практики дзэн, наставники прибегали к помощи следующего коана: "Зачем Первый патриарх приходил с Запада?". Первого патриарха никогда не называли по имени, поскольку каждый соотносил его титул только с Бодхидхармой. Действительно, само представление о Бодхидхарме, как о Первом патриархе дзэна в Китае, стало настолько привычным, что говорить последователям дзэна о том, что Бодхидхарма всего лишь миф, равнозначно тому, что убеждать ученых в том, что Ньютона не было, а придумали его для названия законов движения тел.