Федерация УШУ Тюменской области
главная           галерея           материалы         библиотека         контакты           ссылки          гостевая
 
традиционное ушу
            Ушу – общее название для многочисленных систем или стилей китайских боевых искусств. Китайское слово «ушу», собственно, и переводится на русский язык как «боевое (воинское) искусство». Эпитет «традиционное» появился, чтобы не путать его с «новым ушу», которое создавалось во второй половине XX века и, в общем-то, является специфическим видом спорта – гимнастикой, имитирующей традиционное боевое искусство. К сожалению, ситуация к настоящему времени сложилась таким образом, что именно это новое «спортивное ушу» доступно и открыто вниманию тех, кто проявляет интерес к китайским боевым искусствам, что дезориентирует начинающих и уводит в направлении, противоположном источникам опыта, накопленного подлинной традицией.

"Внешние" и "внутренние" школы ушу

            Характерная для Китая тенденция выделять во всех вещах и явлениях две стороны – янскую (активную, явную) и иньскую (пассивную, скрытую) – отразилась и в традиционном делении стилей на «внешние» и «внутренние».

«Внешние» стили  ассоциируются со светлым мужским началом ян, а «внутренние» стили (нэйцзя) – с темным женственным инь. Согласно этой же теории, каждое качество, достигая своего предельного состояния, зарождает противоположное. Так, через «мягкость» «внутренних» стилей достигают огромной силы и динамичности, а через «жесткие» методы «внешних» стилей приходят к «мягкости». Кроме того, каждая школа Ушу строится на определенном соотношении твердого и мягкого, явного и скрытого, активного и пассивного.


"Внешние" школы ушу.

             Традиционно в Китае понятие «внешний» не содержит в себе никакой негативной оценки. Под «внешним» имеется ввиду подчеркнутая воинственность и динамичность техники. Кроме того, понятие «внешнее» относится к сравнительно более жесткому виду внутреннего усилия цзинь, а также к методам развития физической силы, скорости, выносливости и т.п.

             Группа стилей вайцзя является гораздо более многочисленной и разнообразной, чем группа стилей нэйцзя . Иногда стили вайцзя называют также Шаолиньскими стилями в честь легендарного чань-буддийского монастыря Шаолиньсы, который более полутора тысяч лет славился в Поднебесной своими монахами-бойцами. В действительности большинство «внешних» стилей ушу к шаолиньскому монастырю и тамошнему боевому искусству никакого отношения не имеет и развивалось вне всякой связи с ним. Более того в шаолиньских хрониках есть масса сведений о том, как в монастырь попадали представители других школ ушу и обучали монахов. Стили, которые практикуются в Шаолиньском монастыре, составляют на самом деле лишь небольшую часть категории «внешние». Что касается тенденции подменять более широкое понятие «внешние стили боевого искусства» более узким «шаолиньское ушу», то это, по-видимому, отражает традиционную склонность приобщать к святому имени, овеянному легендами, которая наиболее ярко проявляется в генеалогических штудиях китайцев.

           Представители «внутренних» школ нередко критиковали практикующих «внешнее ушу» за то, что их сила груба и поверхностна, техники «прямолинейны», а все искусство сводится к изучению различных приемов. Действительно, некоторые школы «внешнего» ушу в народной и военной среде были всего лишь нехитрыми системами рукопашного боя и боя с различным традиционным оружием. Основной задачей таких школ было как можно скорее развить физические данные учеников и обучить их элементарным боевым техникам. Однако традиционные школы, развивавшиеся и выжившие в довольно жесткой конкуренции, школы монастырские и семейные (клановые), нельзя упрекнуть в «поверхностности». Многолетние программы обучения в таких школах предусматривали множество сложнейших методов внутренней работы нэйгун , как жестких, так и мягких систем цигун. Не говоря уже об основной практике буддийских и, в особенности, чаньских монахов – медитации, опыт которой мог иметь решающее значение в подготовке искусного бойца.

          Также неоднозначно обстоит дело с известным принципом «заимствования чужого усилия», то есть искусством использовать усилие атакующего против него же самого при минимальном приложении собственной силы. Этот принцип, ставший главнейшим во «внутренних» стилях ушу, отнюдь не чужд традиционным «внешним» стилям. Именно умение использовать чужую силу и считалось признаком настоящего мастерства (гунфу) абсолютно во всех стилях ушу.


Северные и Южные стили ушу.

               Семейство «внешних» школ ушу состоит из множества разнообразных стилей среди которых принято выделять два основных направления - Бэй пай (Северные школы) и Нань пай (Южные школы). Для «внутренних» школ такое деление по географическому принципу не так актуально. Разница между стилями Севера и Юга в какой-то мере отражает особенности телосложения северных и южных народностей Китая.

              Северянам, людям обычно более рослого и часто даже могучего телосложения, было выгодно держать в рукопашном бою среднюю и дальнюю дистанцию, активно используя удары ногами и длинные перемещения. Южане, как правило, небольшого роста и предпочитали в бою близкую или среднюю дистанцию, очень устойчивые позиции, компактные перемещения и технику ударов руками. Кроме того, южанам необходимо было компенсировать недостаток мышечной массы особо мощным «выбросом усилия» во время ударов. Компактность южных стилей обусловлена также условиями жизни южан: маленькие семейные дворики, узкие улочки, в прибрежных районах – «жизнь на воде» в лодках и домах на сваях.

                 Типичными примерами Северного направления могут служить разнообразные стили, составляющие ушу Суншаньского Шаолиньского монастыря: Хун цюань  – «Красный кулак», Пао цюань – «Пушечный кулак», Таньтуй – «Пружинящая нога»; а также стили китайских мусульман - Ча цюань, Ша цюань и другие. Типичные Южные стили сгруппированы вокруг Фуцзяньского Шаолиня: Хунцзя цюань – «Стиль семьи Хун», Цайлифо цюань, Юнчун цюань (в европейском произношении Вин Чун), Ланьшань цюань (Ламсон куэн по-вьетнамски) – «Кулак Лазурной Горы» и другие.

                     Среди Северных и Южных школ ушу есть категория стилей, которую можно выделить в особую группу. Это стили «подражательные». Надо сказать, что практически во всех стилях есть движения, в той или иной степени имитирующие животных. Однако в обычных школах имитируют лишь принцип, характерный для движений какого-либо животного (например, в шаолиньских школах Севера и Юга распространены техники пяти зверей – дракона, змеи, тигра, леопарда и журавля), в то время как в стилях подражательных имитируют помимо принципа и сам образ животного. Поэтому иногда эти стили называют «образными». К этой группе относятся Танлан цюань – «Стиль богомола», Хоу цюань – «Стиль обезьяны», Байхэ цюань– «Стиль белого журавля» и другие.

                    Своим многообразием стили ушу обязаны и тому факту, что в средневековом Китае боевым искусством занимались очень разные социальные слои населения. Это, во-первых, буддийские и даосские монахи, а также конфуцианцы, во-вторых, «бродячие удальцы» – разбойники, в-третьих, ученые, чиновники, крестьяне, офицеры императорской армии, члены тайных обществ. Много школ передавалось «в семье» – от отца к сыну. Такие школы назывались «семейные».

                  В заключение следует отметить, что среди множества стилей китайского ушу невозможно выбрать лучший, сильнейший. Каждый предоставляет возможности, а все остальное делает человек. Знаменитая поговорка гласит: «Силу побеждает Техника, а Технику – Дух». Поэтому практика любого стиля ушу – это, прежде всего, духовная практика.


"Внутренние" школы ушу.

                 Особая группа стилей китайских боевых искусств, названная нэйцзя, «внутренние стили», исторически сформировалась под влиянием философии и практики даосизма и связана с горами Уданшань, одним из наиболее значимых даосских центров в Китае. Существует множество школ ушу, основанных на даосской философии. В миру наибольшей популярностью пользуются Тайцзи цюань - «Кулак Великого предела», Синъи цюань – «Кулак формы и воли», и Багуа чжан – «Ладонь восьми триграмм».

                 Внутри каждой из трех великих школ существует множество подстилей. Каждая из них представляет собой универсальное и самодостаточное проявление даосского учения, но делает акцент в теории и практике на каком-либо определенном метафизическом принципе – символе.




Афоризм дня



Праздники Китая
фазы Луны online
главная           галерея           материалы           контакты           ссылки
Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Федерация УШУ Тюменской области Федерация УШУ Тюменской области Федерация УШУ Тюменской области Каталог ссылок BazaPNZ, Top 100.
  Последние изменения:
Дизайн и разработка © 2010 - TanWu
Hosted by uCoz